Беспокоит чувство неполного опорожнения мочевого пузыря. Что делать?

Затрудненное и неполное опорожнение мочевого пузыря (НОМП) – это симптомы препятствия, то есть ситуации, когда моча не может покинуть мочевой пузырь. В медицине их еще называют обструктивными или постмиктурическими симптомами.

Почему это состояние опасно? При НОМП моча остается в мочевом пузыре, вследствие чего могут возникнуть:

• Инфицирование – скопившаяся урина выступает благоприятной средой для размножения вредных микроорганизмов, которые могут спровоцировать циститы.
  • Появление камней – при застоях мочи соли выпадают в осадок, из-за чего образуются камни.
  • Патологии почек – если в мочевом пузыре остается слишком много урины, она поступает в почки, это называется пузырно-мочеточниковым рефлюксом. Из-за этого возникает гидронефроз (растягивание почек), почечная недостаточность, пиелонефрит, так как паренхима гибнет.

Почему возникает НОМП?

Среди основных причин выделяют:

• Воспалительные процессы в шейке мочевого пузыря (цистит) либо простате (простатит). Как правило, вместе с НОМП пациента беспокоят болевые ощущения при походах в туалет и частые позывы.
  • Камни в уретре и/или мочевом пузыре. Сопутствующие симптомы – внизу живота и над лобком ощущается боль.
  • Аденому простаты.
  • Онкологические патологии простаты либо мочевого пузыря. При этом в урине часто наблюдаются кровяные примеси (гематурия).
  • Сужение уретры вследствие ЗППП (гонореи, уреаплазмоза, хламидиоза, трихомониаза).
  • Атонию детрузора, то есть ослабление мышц мочевого пузыря. Из-за этого он не может опорожниться полностью. Атония развивается на одной из стадий аденомы простаты, когда мышца резко слабеет.

Симптомы и степени НОМП

Наиболее частая жалоба – ощущение, что после похода в туалет все еще осталась жидкость. Патология также характеризуется болевыми ощущениями в самом низу живота, помутнением мочи – дополнительная симптоматика определяется причиной заболевания. Если болезнь сопровождается почечной недостаточностью, пациенты жалуются на общее недомогание, боль в области поясницы, появление запаха ацетона во рту, одышку, слабость, зуд на коже и пр.

Диагностика НОМП проводится с помощью УЗИ. Для этого пациент сначала должен сходить в туалет, а потом врач смотрит на УЗИ, сколько урины не вышло при мочеиспускании. Предел нормы – 20 мл (см3). Степени тяжести патологии:

• легкая (компенсация) – от 20 до 50 мл;
  • тяжелая (декомпенсация) – от 50 мл.

Чем дольше человек испытывает симптомы НОМП, тем выше риск появления осложнений.

Задержка мочи у мужчин и ее типы

Невозможность полноценного опорожнения бывает двух видов:

• Острая – появляется резко, сопровождается болью, человек вообще не может сходить в туалет, даже если сильно хочет. Состояние опасно для жизни, необходима срочная медицинская помощь.
  • Хроническая – развивается долго, в первое время проявляется как обычное НОМП. Иногда пациент не догадывается о патологии, так как она особо не мешает жить. Если заболевание не лечить, в мочевом пузыре могут образоваться камни, возникнуть инфекции, энурез.

Задержкой мочи страдают представители обоих полов, но мужчины подвержены ей в 10 раз чаще женщин, особенно в старшем возрасте. Согласно статистике, процент заболеваемости равен 4,5-6,8% на тысячу мужчин в год среди возрастной категории 40-83 года. Риск появления острой задержки мочи хотя бы единожды – более 30% у мужчин после 80 лет.

Механизм мочеиспускания и факторы, провоцирующие задержку мочи

Нижние мочевые пути представлены мочевым пузырем, где хранится урина, а также мочеиспускательным каналом, по которому она выходит наружу. В мочеполовой системе мужчин также есть простата. Регулировка мочеиспускания осуществляется двумя мышцами – сфинктерами. Внутренний расположен в области соединения уретры с мочевым пузырем, внешний находится за семенным холмиком. Между ними находится простата, окружающая канал и формирующая простатический отдел.

Выталкивание мочи происходит за счет сокращения сфинктеров в результате сигналов нервной системы. Внутренний и внешний сфинктеры представлены разными видами мышц, поэтому контролировать работу внутреннего невозможно.

Если есть патологии с любыми компонентами этой системы, возможно появление задержки мочи.

В урологии выделяют две группы причин, вызывающих задержку мочи:

• Обструктивные – блокировка движения мочи по каналу. Эти причины провоцируют острую задержку, которую необходимо срочно купировать. К проблеме может привести блокировка в районе шейки пузыря либо в другой области. Обструкция бывает внутренней (наличие камней, увеличение простаты, сужение уретры) и внешней (сдавливание шейки пузыря другими внутренними органами, например, ЖКТ).
  • Необструктивные – ослабление сфинктеров мочевого пузыря, а также нарушения в передаче сигналов между ним и мозгом и. То есть человек попросту не ощущает, что пора сходить в туалет.

Чем лечат задержку мочи?

Стратегия терапии разрабатывается в зависимости от типа патологии и причины, вызвавшей ее. В целом лечение проводится следующими средствами:

• альфа- и бета-адренергическими (симпатомиметиками);
  • антидепрессантами;
  • миорелаксантами;
  • антигипертензивными;
  • антигистаминными;
  • антиаритмическими;
  • антихолинергическими;
  • антипсихотическими.

При появлении симптомов НОМП рекомендуем как можно скорее записаться на консультацию к урологу. В нашей клинике вы пройдете комплексное обследование, после чего вам поставят диагноз и разработают эффективную стратегию лечения. Мы практикуем полноценную, а не патогенетическую терапию, поэтому добиваемся хороших результатов и возвращаем ваше здоровье.

Средняя оценка 4 / 5. Количество оценок: 7